
МЧС РОССИИ
Главам администраций
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
муниципальных образований
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
Алтайского края
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ
Органам управления функциональных и
(Главное управление МЧС России
территориальных подсистем
по Алтайскому краю)
РСЧС Алтайского края
ул. Взлетная, 2и, г.Барнаул, 656006
телефон 8(3852) 54-06-28; факс 8(3852) 54-07-41
E-mail: mchs@22.mchs.gov.ru
11 DSNUMBER
(по списку)
_____________№_____________
На №_________от____________
Прогноз возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера на территории Алтайского края
на май 2025 года
(при составлении прогноза использована информация Алтайского центра по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала Федерального
государственного бюджетного учреждения "Западно-Сибирское управление по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды")
I. Динамика синоптических процессов на территории Алтайского края
Метеорологическая обстановка
Предварительный прогноз по Алтайскому краю на май 2025 года
Средняя месячная температура воздуха ожидается плюс 9…15оС, что около
нормы, по северо-востоку края ниже нормы на 1°С. Месячное количество осадков
предполагается около нормы.
II. Гидрологическая обстановка
Период вскрытия рек ото льда в бассейне Верхней Оби завершился.
По состоянию на 8 23 апреля уровни воды в реках Алтайского края ниже
критических.
III. Обстановка с природными (ландшафтными) пожарами
Пожароопасный период на территории края открыт с 11.04.2025 года
(Постановление Правительства Алтайского края от 03.04.2025 № 115).
Всего с начала 2025 года на территории Алтайского края возникло 15
очагов природных пожаров (АППГ – 0, увеличение на 15 случаев) на общей
площади 50,76 га (АППГ – 0 га, увеличение на 50,76 га).
IV. Согласно прогноза погоды и статистическим данным на территории края
возможны следующие риски.
1 Опасные гидрологические явления
Основным источником чрезвычайных ситуаций в мае является вторая волна
весеннего половодья в 3-я декаде мая - 1-я декаде июня, когда происходит активное
снеготаяние в предгорных и горно-таежных районах Республики Алтай. Основная
опасность этого периода – подъем уровня воды в основных реках выше критических
отметок, подтопление населенных пунктов, а также сельхозугодий, расположенных в
низменных участках местности.
При неблагоприятных гидрометеорологических условиях обильные и
продолжительные осадки, высокие ночные и дневные температуры воздуха в период
формирования максимальных уровней воды (май – июнь) в верховьях рек Бия,
Катунь, Чарыш и их притоков, возможно значительное осложнение паводковой
обстановки на территории края.
При неблагоприятном прогнозе при выпадении большого количества осадков в
период обильного снеготаяния в высокогорьях Алтая, возможно достижение опасных
отметок и подтопление в следующих населённых пунктах:
г. Барнаул - п. Затон, п. Ильича;
г. Бийск – Городская зона район. Заречье, п. Сорокино, Городская зона правый
берег, н.п. Фоминское;
г. Новоалтайск,
Алтайский район – н.п. Алтайское, н.п. Ая, н.п. Нижнекаменка, н.п. Тоурак,
н.п. Катунь, н.п. Сараса;
Бийский район – н.п. Усятское, н.п. Ключи, н.п. Промышленный,
н.п. Малоугренево, н.п. Новиково, н.п. Мальцева-Курья, н.п. Енисейское,
н.п. Малоенисейское,
н.п. Полеводка, н.п. Сростки, н.п. Стан-Бехтемир,
н.п. Образцовка, н.п. Лесное, н.п. Междуречье;
Быстроистокский
район
–
н.п.Верх-Озерное,
н.п.
Усть-Ануй,
н.п. Быстрый Исток;
Каменский район – г. Камень – на – Оби, н.п. Духовая, н.п. Обское;
Красногорский район – н.п. Усть-Кажа, н.п. Балыкса, н.п. Березовка,
н.п. Быстрянка, н.п. Мост-Иша, н.п. Сосновка, пос. им. Фрунзе, н.п. Долина Свободы,
н.п. Лебяжье, н.п. Соусканиха, н.п. Красногорское, н.п. Ужлеп;
Краснощёковский район – н.п. Краснощеково, н.п. Карпово Второе,
н.п. Маралиха, н.п. Усть-Пустынка, н.п. Харлово, н.п. Усть-Козлуха, н.п. Усть-
Чагырка, н.п. Карпово Первое;
Курьинский район – н.п. Трусово, п. Калмацский, п. Подзаймище;
Смоленский район – н.п. Кировский, н.п. Точильное, н.п. Нефтебаза,
н.п. Новотырышкино, н.п. Катунское, н.п. Иконниково, н.п. Красный Городок,
н.п. Смоленское, н.п. Сычевка, н.п. Раздольный;
Советский район – н.п. Сосновка, н.п. Заречный, н.п. Талица, н.п. Кокши, н.п.
Шульгин Лог, н.п. Хуторки, н.п. Шульгинка, н.п. Карасук;
Солонешенский район – н.п. Топольное, н.п. Искра, н.п. Солонешное,
н.п. Березовка, н.п. Сибирячиха, н.п. Карпово, н.п. Алесандровка;
Солтонский район – н.п. Новая Ажинка, н.п. Усть-Куют, н.п. Сайдып;
Тальменский район – н.п. Речкуново, н.п. Барсуково;
Усть-Пристанский район – н.п. Чеканиха, н.п. Усть-Чарыш, н.п. Клепиково,
н.п. Беспалово, н.п. Нижнеозерное, н.п. Усть Журавлиха, н.п. Камышенка;
Чарышский район – н.п. Покровка, н.п. Сентелек, н.п. Красный Партизан, н.п.
Чарышское, н.п. Малый Бащелак;
Шелаболихинский район – н.п. Иня, н.п. Омутское, н.п. Сибирка,
н.п. Луговое, н.п. Киприно, н.п. Селезнево, н.п. Сакмарино;
Шипуновский район – н.п. Ельцовка, н.п. Озерки, н.п. Качусово,
н.п. Кузнечиха, н.п. Белоглазово, н.п. Тугозвоново, н.п. Метели, н.п. Новосельское;
Петропавловский
район
–
н.п.
Новообинка,
н.п.
н.п. Антоньевка, н.п. Зеленый Дол, н.п. Николаевка, н.п. Паутово,
н.п. Петропавловское, п. им. Калинина, п. Красные Орлы;
Первомайский район – н.п. Рассказиха, н.п. Малая Речка, н.п. Бобровка,
н.п. Кислуха, н.п. Повалиха;
Павловский район – н.п. Черемно-Подгорное.
Окончательное формирование факторов, формирующих предпосылки
прохождения второй волны паводка в бассейне Верхней Оби, во второй декаде мая.
2 Риск возникновения природных пожаров
Характерной особенностью мая является возникновение многочисленных
природных пожаров.
Наиболее пожароопасным периодом являются конец апреля – май, когда по
многолетним наблюдениям длительное время сохраняется ветреная и сухая погода,
способствующая быстрому высыханию лесных горючих материалов и
распространению возникших очагов пожаров на значительные площади. В этот же
период могут возникать пожары из-за несанкционированных сельхозпалов, отжигов
прошлогодней травы и мусора на дачных участках.
В выходные и праздничные дни происходит массовый выезд населения за
пределы населенных пунктов, в результате чего возрастает вероятность
возникновения очагов природных пожаров, особенно на территориях, прилегающих к
крупным населенным пунктам и в районах садово – дачных обществ. Это наиболее
характерно для городов и пригородов городов.
Наибольшее количество термоточек в этот период фиксируется на территории
Каменского, Первомайского, Усть-Пристанского, Шипуновского, Алейского,
Заринского, Шелаболихинского района и г. Барнаула.
По среднемноголетним наблюдением, наибольшее число очагов природных
пожаров может произойти на территории в Угловского, Егорьевского,
Волчихинского, Тальменского, Михайловского, Заринского, Первомайского районов
и г.Барнауле.
Высока вероятность перехода трансграничных пожаров с территории
Республики Казахстан на территорию Алтайского края.
3 Риск возникновения техногенных пожаров
В мае месяце остается высоким риск пожаров в жилом секторе. Наиболее
вероятны пожары по причине нарушений правил пожарной безопасности,
нарушения правил эксплуатации электрооборудования, неосторожное обращение с
открытыми источниками огня, халатное обращение с газовым оборудованием, а
также использование неисправных и кустарного производства обогревательных
приборов.
Наиболее неблагоприятная ситуация может сложиться в жилом секторе, где
проживают семьи, находящиеся в социально опасном положении, одинокие
пенсионеры, инвалиды и социально неблагополучные граждане.
Согласно статистическим данным, чаще техногенные пожары в этот период
возникают на территории городов
Барнаул, Бийск, Рубцовск, Славгород,
Новоалтайск, также Бийского, Смоленского, Рубцовского,
Хабарского,
Каменского, Павловского, Косихинского, Первомайского, Тальменского,
Алейского, Калманского, Топчихинского, Шипуновского, Благовещенского
районов.
5 Риск дорожно – транспортных происшествий
В мае ожидается увеличение числа дорожно – транспортных происшествий
(далее – ДТП) в крае. Осадки в виде дождя, туман в утренние часы могут привести к
значительному ухудшению дорожных условий. Кроме того, возникает риск
возникновения ДТП с участием мото- и велотранспорта и ДТП в местах проведения
дорожных работ.
Наибольшее количество аварий с пострадавшими стоит ожидать на аварийно -
опасных участках на трассах Р256 «Чуйский тракт», А322 Барнаул–Рубцовск -
государственная граница с Республикой Казахстан, А321 Барнаул – Павловск –
граница с Республикой Казахстан и г. Барнауле.
6 Риск происшествий на объектах жилищно – коммунального хозяйства и
энергетики
Высокая степень износа основных производственных фондов значительно
увеличивает риск возникновения аварии на объектах ЖКХ на всей территории
края. На основании анализа возникших аварий и состояния коммунальных сетей
возможны нарушения в работе водоснабжения – г. Барнаула, г. Новоалтайска,
Заринского, Целинного, Троицкого, Павловского, Калманского, Бийского районов.
7 Риск происшествий на объектах энергетики
В мае возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, не выше
муниципального уровня, связанных комплексами неблагоприятных погодных
условий характерных для этого периода (сильный ветер, дождь, град). В
результате сильного ветра (20 м/с и более) может быть нарушена работа
объектов энергетики и ЖКХ, высока вероятность обрыва линий связи и
электропередач, аварий на трансформаторных подстанциях, обрушения
слабозакрепленных конструкций.
8 Риск происшествий на водных объектах
Значительно повышается вероятность происшествий на воде в традиционных
местах массового лова рыбы несанкционированных местах для купания. Особенно
высок рассматриваемый риск во второй декаде мая.
Основной причиной происшествий является несоблюдение техники
безопасности при купании и использовании плавсредства, нахождение граждан в
состоянии алкогольного опьянения и оставление детей вблизи водоемов без
присмотра.
9 Происшествия, связанные с потерявшимися людьми в лесном массиве
На территории Алтайского края возможны случаи потери людей в
природной среде по причине не соблюдения мер безопасности пребывания в
лесах.
10 Чрезвычайные ситуации и происшествия, обусловленные источниками
биолого-социального характера
1 Продолжится рост активности клещей на территории края.
2 На территории края возможно выявление неблагополучных пунктов по
бешенству среди животных.
Остальные риски, рассматриваемые на территории Алтайского края,
прогнозируются в пределах среднестатистических значений.
V. Рекомендации по реагированию на прогноз по наиболее вероятным рискам
По риску опасного гидрологического явления
организовать мониторинг метеорологической и гидрологической обстановки
на территории муниципального образования;
к коммунальным службам и территориальным подразделениям КГКУ
«Управление автомобильных дорог», Управление федеральных дорог «Алтай»:
обеспечить постоянное функционирование ливневых стоков и водопропускных
сооружений, провести очистку коллекторов в зонах ответственности, особое
внимание обратить на пониженные участки местности и прибрежные участки
вблизи водоемов и рек;
проверить готовность аварийных служб, техники и водооткачивающего
оборудования к работе.
По риску природных пожаров
обеспечить доведение до учреждений, организаций, независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных
предпринимателей, должностных лиц и граждан, владеющих территориями,
прилегающими к лесу, правил пожарной безопасности в лесах;
организовать работу патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и
патрульно-контрольных групп для реализации комплекса превентивных
мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных
ситуаций;
использовать приложения «Термические точки», в том числе для
оперативного тушения ландшафтных (природных) пожаров в день обнаружения;
создавать и обновлять противопожарные минерализованные полосы;
проводить своевременно очисти мест рубок от порубочных остатков в лесах;
обеспечивать своевременно введения особого противопожарного режимов, а
также необходимых режимов функционирования для органов управления и сил
всех уровне Алтайского ТП РСЧС в соответствии с прогнозируемой и
складывающейся обстановкой.
организовать работу по информированию населения о мерах пожарной
безопасности в лесах.
По риску техногенных пожаров
обеспечить работу с населением по мерам пожарной безопасности в жилом
секторе, основные усилия направлены по местам проживания наиболее уязвимых
социальных групп населения (многодетных семей, инвалидов, одиноко
проживающих пожилых граждан и социально неблагополучных слоев населения;
продолжить работу по оборудованию мест проживания многодетных семей
и семей, находящихся в социально опасном положении автономными пожарными
извещателями;
проводить разъяснительная работа с родительской общественностью в
общеобразовательных организациях, а также учреждениях дополнительного
образования по соблюдению требований пожарной безопасности;
продолжить работу по доведению до населения обстановки с пожарами и
мер пожарной безопасности на сайте Главного управления, сайтах органов
местного самоуправления и через СМИ.
По риску дорожно-транспортных происшествий
постоянно проводить пропагандистскую работу через СМИ о
необходимости соблюдения ПДД всеми участниками дорожного движения;
в случае ухудшения обстановки проработать вопросы:
усиления дежурных смен дорожной службы;
информирования населения через СМИ о сложившейся обстановке, а также
маршрутов объездных автодорог;
рекомендовать населению перед планированием поездки ознакомится с
прогнозом погоды на сайте АЦГМС meteo22.ru. а также пользоваться Атласом
опасностей и рисков МЧС России atlas.mchs.gov.ru.
По риску аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства и
энергетики
руководителям всех уровней обеспечить бесперебойное функционирование
объектов и оборудования энергетического комплекса, включая резервное;
во взаимодействии с энергоснабжающими организациями провести работы
по недопущению провисания и перехлёста электрических сетей;
обеспечить готовность к работе резервных источников электропитания в
учреждениях с круглосуточным пребыванием людей;
обеспечить готовность аварийных служб к реагированию на возможные ЧС и
происшествия на объектах энергетического комплекса;
поддерживать в готовности и достаточном количестве запасов материальных
и финансовых ресурсов для ликвидации аварийных ситуаций и ЧС на объектах
энергетического комплекса;
организовать очистку от снега и наледи крыш зданий и сооружений, особое
внимания обратить на социально значимые объекты и объекты с массовым
пребываем людей
провести информирования населения об опасности схода наледей и сосулек
с крыш зданий и сооружений.
По риску происшествий на водных объектах
продолжить информирование населения в средствах массовой информации
и на Интернет-ресурсах, на официальных сайтах муниципальных образований о
соблюдении требований безопасности на водных объектах, освещение каждого
происшествия на акваториях;
предусмотреть ограничительные мероприятия по запрету выезда техники и
выхода людей на лёд в неустановленных местах.
По риску, обусловленному источниками биолого-социального характера
На постоянной основе проводить санитарно-просветительную работу через
средства массовой информации и интернет ресурсы муниципальных образований
о методах и средствах профилактики заболеваний ОРВИ, ОРЗ, COVID – 19 и
мерах по их предупреждению;
проводить противоэпидемические, профилактические мероприятия в
учреждениях всех форм собственности и в первую очередь в местах массового
скопления людей (в медицинских, организациях социального обслуживания,
сферы обслуживания, торговли и транспорта), путём увеличения кратности
проведения
проветривания, влажной уборки
с
применением моющих
дезинфицирующих средств.
в
целях
профилактики
распространения
случаев
заболевания
коронавирусной инфекцией, для лечения и профилактики острых респираторных
вирусных инфекций создать необходимый запас лекарственных препаратов,
средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств; ввести
ограничительные мероприятия в медицинских, образовательных организациях,
организациях социального обслуживания, сферы обслуживания, торговли и
транспорта;
Продолжить разъяснительную беседу с населением о необходимости
вакцинации от гриппа.
Обо всех возникших нарушениях жизнедеятельности населения немедленно
информировать оперативную дежурную смену центра управления в кризисных
ситуациях Главного управления МЧС России по Алтайскому краю (тел.: 20-26-10,
20-26-03 - ОДС центра управления в кризисных ситуациях Главного управления
МЧС России по Алтайскому краю, 55-44-01 – ОДС ОУКС ККУ, телефон
экстренных служб 01, 101, 112, тел. горячей линии Главного управления МЧС
России по Алтайскому краю 8-385-2-20-25-86, телефон доверия 8-385-2-65-82-19).
Заместитель начальника
Главного управления
(по антикризисному
управлению)
Я.В. Грабовский
Фоминых Елена Александровна
8 (3852) 202-734
ВЦСС 3361-2485